Нойз (от англ. noise - шум) появился в начале 80-х как одно из ответвлений пост-панка, точнее, нью-йоркской авангардной "никакой волны". Целью нойз-групп было не сочинение песен - главной их задачей было создание как можно более выразительного, всеобъемлющего, сногсшибательного, умопомрачительного шума. В принципе, подобные задачи ставили уже "классические" панки, поэтому нет ничего удивительного в том, что группа экс-участника SEX PISTOLS Джонни Лайдона (Johnny Lydon) PUBLIC IMAGE LTD. считается одной из вдохновительниц направления, так же, как и "гаражники" 60-х. "Почувствовать шум" призывали и SLADE в своей знаменитой песне "Cum On Feel The Noize" (1973). Нойз-музыканты стремились отразить шумную, хаотичную, давящую, раздражающую атмосферу современного им мегаполиса, в котором терялась человеческая личность, нивелировалась ее индивидуальность - в этом, а также в использовании сходных выразительных средств нойз оказался близок индастриалу (хотя последний гораздо активнее эксплуатировал трансовые возможности ритма). Конечно же, истоки нойза обнаруживаются еще глубже, в том числе в области академического авангарда - например, в творчестве композиторов-брюитистов 20-х годов ХХ века, в идеях "конкретной" и электронной музыки 50-х и др. Первой полновластно воплотила этот призыв американская команда SONIC YOUTH (сформировалась в 1981). Отказываясь от традиционных для рок- и поп-музыки звуковысотных и ритмических структур, "Соники" углублялись в саму структуру звука (причем звука традиционно "рокового", гитарного), которой они могли садомазохистски наслаждаться сколь угодно долго, добавляя и убавляя шумовые гармоники, применяя различные процессоры, играя с "обратной связью" (feedback), экспериментируя с необычными гитарными настройками и доводя слушателя до исступления своим виртуозным нойзом. Вокальные партии чаще всего тоже не несли элементов мелодизма, представляя из себя смесь речитатива, крика, визга, шепота или инфантильного кривлянья. Нередко в саунде прослушивались индустриальные элементы. Другими крупнейшими представителями нью-йоркской нойз-сцены стали ураганные SWANS (прибегавшие иной раз к услугам двух басистов и трех барабанщиков одновременно), а также изысканная панк-вумен Лидия Ланч. За названными выше артистами в 80-е годы последовала целая генерация групп, интерпретировавших идеи нойза совершенно по-разному: ROYAL TRAX, PUSSY GALORE, THE JESUS LIZARD, UNSANE и др. Своей нелюбовью к профессиональной студийной записи они дали повод говорить о рождении новой саунд-эстетики - lo-fi. Большинство из них примыкало к независимым рекорд-лэйблам. В Англии были сильны свои нойзовые традиции, связанные прежде всего с использованием электроники, манипуляций с пленкой и т.д. - основы этих традиций заложили Брайан Ино, CABARET VOLTAIRE, THROBBING GRISTLE и др. На рубеже 80-90-х все эти идеи получили новое воплощение. В Европе и Америке нойз как таковой перестал существовать, сблизившись с металлом, индастриалом, хардкором, гранджем, техно и др. Зато неожиданно нойз проявился в Японии, где образовалась собственная нойз-школа, вдохновленная ранним творчеством SONIC YOUTH (BOREDOMS, MELT BANANA, ZENI GEVA, RUINS и др.). Сейчас эксперименты в области нойза ведутся чаще всего на базе электронных средств саунд-дизайна (SOUNDISCIPLES, NOISELAB и др.).