Чак Бе́рри (англ. Chuck Berry; полное имя — Чарльз Э́двард А́ндерсон Бе́рри; 18 октября 1926, Сент-Луис) — американский певец, гитарист, автор песен. Один из родоначальников рок-н-ролла.
Биография
1926—1954
Чак Берри родился в многодетной негритянской семье среднего класса (отец был подрядчиком и диаконом баптистской церкви, мать — директором школы) и с детства увлекался музыкой.
В 1944 году, будучи студентом в высшей школе, был арестован и признан виновным в вооруженном ограблении трех магазинов и угоне машины в Канзасе вместе со своими друзьями.
Чак женился на Теметте «Тодди» Саггс 28 октября 1948 года, а 6 октября 1950 года у них родилась дочь Дарлин Ингрид Берри. С началом семейной жизни он устраивается на заработки в Сент-Луис — там он подрабатывал рабочим на автомобилестроительном заводе, позже устроился косметологом в Poro College of Cosmetology. На заработанные деньги семья купила небольшой трехкомнатный кирпичный дом на Уиттиер Стрит.
В начале 50-х, для дополнительного заработка, начал играть в клубах Сент-Луиса с различными местными группами. Именно в одном из них, он стал исполнять кантри, окрашенное блюзовыми приёмами. Это новаторское смешение стилей (каждому из которых была присуща своя аудитория, разделённая по расовому признаку) принесло ему местную известность.
В 1953 году сформировал Johnnie Johnson Trio, с которого и началось сотрудничество Чака с Джони Джонсоном (Johnnie Johnson). Несмотря на то, что коллектив играл в основном блюзовые баллады, многие критики причисляли их стилистику к кантри.
1955—1959
В мае 1955 года Берри, по совету Мадди Уотерса, вышел на Леонарда Чесса, владельца блюзового лейбла Chess Records. Тот заинтересовался гитаристом, причём именно его экспериментами с кантри, нежели его блюзом, к удивлению самого Берри. 21 мая в студии фирмы был записан первый сингл Чака Берри, «Maybellene», сочетавший напор ритм-энд-блюза и стилистику кантри. Сингл был распродан тиражом более миллиона копий и занял 1-е место в американском хит-параде категории ритм-энд-блюза (Billboard’s Rhythm and Blues chart), а в сентябре добрался до 5 строчки в главном национальном чарте США — Billboard Hot 100.
Нашедший окончательно свой стиль, Берри стал выпускать один за другим хит-синглы, ставшие классикой рок-музыки: «Thirty Days» (1955), «Roll Over Beethoven» (1956), «Brown Eyed Handsome Man» (1956), «Rock’n’Roll Music» (1957), «Sweet Little Sixteen» (1958), «Johnny B. Goode» (1958) и другие. Берри как автор выделялся среди фигур раннего рок-н-ролла: тексты его песен были своего рода небольшими историями, полными неожиданных оборотов и иронии, не зря он был наречён «поэтом рок-н-ролла». С 1958 года стали выходить и долгоиграющие пластинки певца; в них основное место занимали блюзы. Берри активно гастролировал и также принял участие в съёмках двух рок-н-ролльных художественых фильмов — «Rock, Rock, Rock» (1956) и «Go, Johnny, Go» (1959).
1959—1963
В самом конце 1959 года, Берри оказался вовлечённым в судебное разбирательство, связанное с бывшей гардеробщицей его сент-луисского клуба, которая занималась проституцией. В результате судебного разбирательства Берри был оштрафован на 5000 долларов и приговорён к 5 годам тюремного заключения. Он был освобожден досрочно, тем не менее, проведя в тюрьме три года.
Пока Чак пребывал в заключении, на Chess Records тем не менее выходили релизы музыканта. В 1960 это был студийный «Rockin' at the Hops», через год был выпущен «New Juke-Box Hits», оказавшийся провалом.
1963—1969
Прерванная карьера Берри неожиданно взяла реванш в лице «британского вторжения» середины 1960-х гг. Кавер-версии песен Берри делали почти все новые британские группы, включая The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks, The Animals, The Yardbirds и прочих.
В течение 64-65 гг. Чак выпустил 8 синглов, которые получили коммерческий успех, часть из них попала в 20-ку национального чарта США, большую популярность из которых получили «No Particular Place To Go», «You Never Can Tell» (эта песня приобрела вторую жизнь благодаря сцене фильма «Криминальное чтиво») и «Promised Land». За этот срок так же вышло 4 студийных альбома Чака: в 1964 году «Two Great Guitars» (Сплит с Бо Дидли) и «St. Louis to Liverpool», в 1965 — «Chuck Berry in London» и «Fresh Berry’s».
В 1966 году певец перешёл на Mercury Records.Переход на новый лейбл ознаменовал новые нюансы в творчестве Берри: певец привнёс элементы психоделии в свои выступления. На нём музыкант перезаписал свои хиты и выпустил 2 студийных альбома — «From St. Louie to Frisco» в 1968 и EP «Concerto In B. Goode» в 1969, которые не пользовались успехом, синглы с них проигнорировали чарты.
1970—1974
В 1970 Берри вернулся на Chess, но опять покинул лейбл через пять лет. В этот период он выпустил альбомы «Back Home» (1970), «San Francisco Dues» (1971), EP «The London Chuck Berry Sessions» (1972), «Bio» (1973). Так же было выпущено несколько синглов, один из которых — «My Ding-A-Ling» (1972) — парадоксальным образом впервые принёс Чаку Берри 1-е место в национальном хит-параде США, несмотря на то, что это была полушуточная концертная кавер-версия.
1975 — настоящее время
С момента ухода с Chess, выпустив студийные альбомы в 1974, 1975 и 1979 году, Берри окончательно переключился на концертную деятельность, изъездив с гастролями весь мир (в Россию Берри приезжал несколько раз). В 1986 году он был введен в национальный Зал славы композиторов.
Певец до сих пор еженедельно выступает по средам в своём клубе «Blueberry Hill» в Сент-Луисе и эпизодически
Интересные факты
У Чака Берри были не раз крупные проблемы с законом. Первый раз он был арестован за угон машины в подростковом возрасте. Затем громкий скандал 1959 года (см. выше), который почти погубил карьеру певца (Берри в итоге отсидел 3 года в тюрьме). В 1979 году против Берри было заведено новое уголовное дело за неуплату налогов. Приговор: 4 месяца тюрьмы и 1000 часов общественно-принудительных работ. В 1990 году разразился более неприличный скандал: на Берри подали в суд несколько женщин, обвинявших певца в установке тайных камер наблюдения в женских уборных его собственного клуба. Дело было решено не доводить до судебного разбирательства (предположительно Берри выплатил 1,2 млн долларов истцам).
Существует байка, что Берри было достаточно брать с собой на гастроли свой «Gibson», — аккомпанирующий ансамбль, знакомый с его песнями, по его убеждению он мог найти в любом городе, где играл. Кроме того, набранные им музыканты зачастую не получали программы выступления, так как предполагалось, что они должны сами определять, какую песню начинает играть Берри. Среди аккомпаниаторов Берри одно время был Брюс Спрингстин.
Песня The Beatles «Back In The USSR» (1968) была одновременно пародией на песню Берри «Back In The USA» (1959) и пастишем на стиль The Beach Boys, успех карьеры которых, в свою очередь, был обязан их синглу «Surfin' USA» (1962), целиком снятую с «Sweet Little Sixteen» Берри (1958; изменены лишь слова).
В фильме «Назад в будущее» по сценарию главный герой Марти Макфлай исполняет на балу «Johnny B. Goode». В это время солист группы Марвин Берри звонит кузену Чаку и даёт послушать выступление, давая тем самым идею звука самому Берри.
Дискография
Синглы Год
1955 «Maybellene» (A-Side) -
→ «Wee Wee Hours» (B-Side) - -
1955 «Thirty Days» (A-Side) - -
→ «Together» (B-Side) -
1955 «No Money Down» - -
1956 «Roll Over Beethoven» -
1956 «Too Much Monkey Business» - -
→ «Brown Eyed Handsome Man» (B-Side) - -
1956 «You Can’t Catch Me» (A-Side)
«Havana Moon» (B-Side) - - -
1957 «School Days»
1957 «Oh Baby Doll» -
1957 «Rock and Roll Music» -
1958 «Sweet Little Sixteen»
1958 «Johnny B. Goode» -
1958 «Beautiful Delilah»
1958 «Carol»
1958 «Sweet Little Rock and Roller» (A-Side)
→ «Jo Jo Gunne» (B-Side)
1958 «Merry Christmas Baby» (A-Side)
→ «Run Rudolph Run» (B-Side)
1959 «Anthony Boy»
1959 «Almost Grown» (A-Side)
→ «Little Queenie» (B-Side)
1959 «Back in the U.S.A.» (A-Side)
→ «Memphis, Tennessee» (B-Side)
1959 «Broken Arrow»
1960 «Too Pooped To Pop (Casey)» (A-Side)
→ «Let It Rock» (B-Side)
1960 «Bye Bye Johnny»
1960 «I Got To Find My Baby»
1960 «Jaguar and Thunderbird»
1961 «I’m Talking About You»
1961 «Come On» (A-Side)
→"Go Go Go" (B-Side)
1963 «Diploma For Two»
1964 «Nadine (Is It You)»
1964 «No Particular Place To Go»
1964 «You Never Can Tell»
1964 «Little Marie»
1964 «Promised Land»
1965 «Dear Dad»
1965 «It Wasn’t Me»
1966 «Ramona Say Yes»
1967 «Laugh and Cry»
1967 «Back to Memphis»
1967 «Feelin' It»
1968 «Louie to Frisco»
1969 «Good Looking Woman»
1970 «Tulane»
1972 «My Ding-a-Ling» (live)
1972 «Reelin' and Rockin'» (live)
1973 «Bio»
1975 «Shake, Rattle and Roll»
1979 «California»
Студийные альбомы
1956 — Rock, Rock, Rock (с The Moonglows and The Flamingos)
1957 — After School Session
1958 — One Dozen Berrys
1959 — Chuck Berry Is on Top
1960 — Rockin' at the Hops
1961 — New Juke-Box Hits
1964 — Two Great Guitars (с Bo Diddley) (EP)
1964 — St. Louis to Liverpool
1965 — Chuck Berry in London
1965 — Fresh Berry’s
1967 — Chuck Berry in Memphis
1968 — From St. Louie to Frisco
1969 — Concerto In B. Goode (EP)
1970 — Back Home
1971 — San Francisco Dues
1972 — The London Chuck Berry Sessions (EP)
1973 — Bio
1974 — Flashback
1975 — Chuck Berry
1979 — Rock It